заведующий
Берладян Елена Владимировна
тел. 263-11-91
В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.
Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя и утомительно. Поэтому вам нужно по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы будете его партнером по игре.
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
Чаще разговаривать с малышом, читать ему книжки, обсуждать то, что он видел или делал.
Предоставлять возможности для самых разных игр с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года малыш нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужно доброжелательное сотрудничество.
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. Понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через постоянное исследование нового.
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком изобразить действия некоторых из них, и т.п.
Среди мыслительных операций важнейшими являются:
Развитие речи
Сенсорное развитие
Развитие бытовых навыков
Итак, начало новой «взрослой» жизни, и вам с малышом предстоит пройти еще один важный, определяющий дальнейшей этап – адаптацию к детскому саду.
Очень хорошо, если приучение к детскому саду будет плавным. Первые две недели лучше водить малыша в сад на минимальное время, пару часов и шаг за шагом, постепенно, прибавлять по часу пребывания в группе. Это касается даже тех малышей, кто с первого дня легко остается в группе и просится туда. Шумная, непривычная атмосфера может утомить малыша, и через некоторое время он откажется ходить в садик. Если есть возможность, первое время устраивайте выходные среди недели. Находиться с малышом в группе или нет – зависит от мнения мамы и педагогического состава сада.
Если ваш ребенок обладает повышенной эмоциональной чувствительностью, нервной возбудимостью и очень привязан к маме, ему будет несколько тяжелей, чем другим, привыкнуть к саду. Именно такие дети из-за излишней ранимости могут принять на себя роль аутсайдера. Ваша задача – воспитать в ребенке уверенность в себе, научиться защищаться и отстаивать свои права. Таким малышам особенно важен добрый и мудрый воспитатель. В любом случае, родителям детей с особенностями необходимо поговорить с воспитателем заранее. Попросите о более внимательном и терпеливом отношении к нему, расскажите об особенностях малыша, о том, чего он категорически не приемлет. Не стесняйтесь подобного разговора – ведь вы не просите какого-то особого, «неуставного» внимания к вашему ребенку, а, наоборот, облегчаете воспитателю процесс знакомства с детьми и установления с ними контакта.
Родителям вообще очень важно наладить личный контакт с воспитателем! При более теплых, чем официальные, отношениях легче просить о чем-то «неположенном» — приводить малыша не каждый день, не заставлять есть или спать и т.д. Причем под налаживанием контакта не обязательно понимать дорогие подарки — иногда гораздо действеннее физическая помощь в группе, участие в детсадовских событиях, работа в родительском комитете и т.д.
После рабочего или просто заполненного хлопотами дня взрослым хочется отдохнуть и не думать ни о чем. Однако для малыша встреча с вами после целого дня без вас – это событие! Малыш сейчас так нуждается в вашем внимании, тепле, ласке. Будьте внимательным, участливым, не критикующим, а принимающим слушателем, и малыш уже по дороге домой раскрое вам все свои секреты, поведает все свои горести и радости, все тонкости отношений с одногруппниками и воспитателям. Это общение очень важно для родителей как способ понять, как ваш малыш переживает перемены. Дома, вечером, хотя бы час посвящайте малышу – просто будьте с ним и, по возможности, делайте то, что он предложит. Впрочем, если домашних дел невпроворот, лучше сделать их совместно с ребенком, чем посадить его за мультики: и еду приготовите, и по душам поговорите.
Еще один хороший способ понять, что происходит с малышом в саду — периодически играть с ним в садик. Возьмите несколько кукол или зверей и попросите малыша выбрать роль: его самого, нянечки, друга по группе. Всмотритесь, как ведет себя малыш в той или иной роли, что говорит. Ругает ли его воспитательница или ласкова? Сидит ли мишка – прообраз ребенка один в уголке или играет вместе со всеми? Плачет или смеется? Именно в игре вам будет легко получить объективную информацию о том, что происходит с ребенком в саду – ведь он будет воспроизводить реальные события. Такие игры зачастую единственный способ узнать что-либо – далеко не все дети могут и хотят поделиться и даже отследить свои чувства. Если ваш малыш из таких молчунов, попробуйте давать ему с собой игрушку, а вечером расспрашивайте, что игрушка делала в садике, хорошо ли ей было и т.д. (Естественно, что на игрушку ребенок спроецирует себя).
Не забудьте, ваш дом, пространство рядом с вами – это место, где малыш может и должен получить то, чего ему не хватало в детском саду — индивидуальное внимание, удовлетворить свои личные потребности, возможность жить в своем ритме, быть самим собой: бегать без остановки или, наоборот, поваляться на ковре, катая машинки без определенной цели.
Многие родители начинающих детсадовцев жалуются на повышенную агрессивность, капризность или регресс навыков и умений малыша. И то, и другое является нормальным явлением, сопутствующим адаптации и при правильной реакции постепенно проходит. Ругать за агрессию нельзя – это только повысит ее количество. Старайтесь быть спокойными, терпеливыми и больше объяснять, нежели наказывать.
Атмосфера в доме в период адаптации к детскому саду должна быть максимально спокойной, комфортной, ход событий, режим должны быть обычными, привычными для ребенка. Все обсуждения проблем, конфликты должны происходить не при малыше. В свободное от сада время, особенно вечером, постарайтесь создать малышу возможность расслабиться — гуляйте в тихом месте, читайте добрые сказки, рисуйте, лепите, послушайте спокойную музыку, а перед сном добавьте в ванну немного успокаивающих трав при необходимости. Так вы поддержите нервную систему малыша в момент повышенной нагрузки и поможете малышу пережить процесс адаптации к детскому саду максимально легко.
Возрастные особенности ребенка позволяют уже в 2-3 годика начать с ним заниматься. Мышление, память, речь, интеллект активно развиваются.
С помощью родителей, детского сада, кружков можно помочь малышам скорее повзрослеть. Оставлять сейчас ребенка без внимания — большая ошибка. Его познавательные способности развиваются, поэтому мыслительная деятельность просто необходима.
Творчество
С ранних лет творчество благотворно влияет на развитие личности. Сейчас уже видны склонности малышей к разным видам творчества. С 2-3 лет начинаются простые занятия:
рисование;
лепка;
конструкторы;
аппликации.
Всем этим можно заниматься дома. Еще рановато отдавать малышей в творческие кружки, но через пару лет они смогут без проблем посещать их.
Все это полезно для развития мелкой моторики у детей. Сейчас это необходимый навык, ведь скоро ребенок начнет учиться писать, готовиться к школе.
Разные виды творчества предлагают малышам в детском садике. Тут воспитатели лучше знают, как заинтересовать детей яркими красками, карандашами и интересными техниками. Такая деятельность успокаивает детей – лучше всего планировать занятия перед дневным сном.
Чтение
Уже с 3 лет можно учить малыша читать, а до того – читайте ему вслух. Дети не могут долго концентрировать внимание, так что выбирайте коротенькие сказки. Очень важно для малыша слышать вашу правильную речь. Читайте с выражением – пусть сказка вызывает у ребенка разные эмоции.
Кроме того, чтение способствует развитию фантазии, пополнению словарного запаса. Малыш выучивает новые слова, даже если пока еще не использует их. Обязательно подбирайте книжки по возрасту, чтобы крохе было интересно.
Игры
В возрасте 2 лет игра не всегда носит осознанный характер. Детей нужно учить играть, иначе даже самые забавные игрушки не будут вызывать интереса. Повозите машинку перед ним, покажите, как можно укачивать куколку. К 3 годам детям для игры нужно все больше воображения. Они с радостью играют вместе, делятся игрушками.
Совместные ролевые игры очень важны в этом возрасте. Дети должны научиться ладить, договариваться, следовать оговоренным правилам. А еще это весело. Детям просто необходимо проводить время в компании сверстников.
Развитие воображения
Чтение, творчество, игры влияют на развитие воображения у детей. Активная фантазия начинает проявляться с 3 лет. Сейчас мир вымышленный и реальный практически совпадают для крохи. Он может рассказывать вам выдуманные истории так, будто это происходило на самом деле.
Объясните крохе, что нужно говорить правду, даже если она не такая захватывающая и интересная. Очень скоро он разберется, что к чему. Воображение — вещь индивидуальная. У кого-то оно очень бурное и «неотключаемое», а кто-то выдумывает лишь во время игры. Не стоит беспокоиться: это личностная особенность каждого человека.
У кризиса трех лет заметна тенденция к раннему наступлению. Сейчас он сместился к двум годам, а трем годам он уже заканчивается.
Характеризуется кризис началом проявления у малыша личных интересов — это время когда ребенок учиться говорить миру «Я могу. Я умею. Я сам это сделаю».
Ребенок старается отстаивать свои желания, и получается это у него не всегда адекватно.
Родители задаются вопросом – что происходит. Почему был ребенок такой спокойный и чудесный и вдруг начинает капризничать, падать на пол, закатывать истерики — дома, в магазинах, или в иной — не всегда комфортной обстановке.
Ни один специалист не способен дать точный ответ на этот вопрос, потому что продолжительность кризисного периода зависит от каждого отдельного случая – воспитания ребенка, усилий, прилагаемых родителями для преодоления трудного возраста.
Ребёнку необходимо побыть в этом кризисе. Не давите — любой специалист предостережет вас от кардинальных действий.
Если ребенок не проживет кризис трех лет в своем обычном проявлении, болезненные моменты сместятся в подростковое время — кризис трех лет это первая ступенька к взрослению вашего малыша.
Другой вопрос как быть родителям и как оказывать поддержку? Как постараться удержать и свою родительскую позицию и в то же самое время дать ребенку покапризничать, повредничать и поотстаивать свои желания.
Вырабатывайте правильную тактику своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
Позволяйте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит. Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны (безо всяких исключений). Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь сейчас ребенок учится исключительно на собственном опыте. Ему сложно понять объяснения взрослых.
Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят вечером. Проявляйте твердость. Устанавливайте четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов должно быть не больше 5. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи без исключения.
Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
При вспышках упрямства, гнева отвлекайте малыша на что-нибудь нейтральное (вспоминайте, какую собачку, кошечку или бабочку Вы видели на прогулке).
Когда ребенок злится или у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо. Отложите это до тех пор, пока малыш не успокоится. Возьмите его за руку и уведите в спокойное безлюдное место.
Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Обыграть можно многое: умывание, одевание, уборку игрушек…
Любите ребенка и показывайте ему, что он дорог Вам, несмотря ни на что.
От того, как вы будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли ваш малыш активность, упорство в достижении цели, будет ли продолжать стремиться к самостоятельности. Или он сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым человеком с заниженной самооценкой.
Если в душе закрались сомнения в правильности действий, тревога и переживания, обратитесь за помощью к детскому психологу. Психолог поможет справиться с проблемой, и разработает индивидуальную программу занятий для Вашего малыша с учётом его личностных особенностей и особенности семьи в целом. Ведь каждый ребёнок — уникальный и каждая семья – уникальная.